ВОЗМОЖНО ЛИ ОСВОБОЖДЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ОТ УПЛАТЫ ПЕНИ
В СВЯЗИ С НЕСОБЛЮДЕНИЕМ СРОКА ВРУЧЕНИЯ ЕМУ АКТА ПРОВЕРКИ
Для кого (для каких случаев): для случаев освобождения налогоплательщика от уплаты пени
Сила документа: Постановление Конституционного Суда РФ Цена вопроса: освобождение налогоплательщика от уплаты пени |
Схема ситуации: Предприятие посчитало, что действующие нормы НК РФ позволяют начислять пени за период незаконного бездействия инспекции, выразившегося в нарушении ею срока вручения акта выездной проверки, поэтому неконституционны. В 2014 г. налоговая выявила формальный документооборот между предприятием и его контрагентами для получения налоговой выгоды, что послужило поводом для выездной проверки. Акт о ней составлен в феврале 2018 г., вручен предприятию в августе 2021 г. Решение по итогам проверки принято 15 июня 2022 г. , но вручено 22 июня 2022 г. Предприятию начислены недоимка и пени за 2014 и 2015 гг. Конституционный Суд РФ налогоплательщика не поддержал.
Само по себе несоблюдение сроков проведения налоговой проверки или рассмотрения ее материалов не препятствует принятию того или иного итогового решения и заведомо не предрешает его законности в целом. Однако при определенных обстоятельствах превышение сроков становится существенным нарушением и признается основанием для отмены решения.
Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже свидетельствует о превышении допустимой продолжительности контрольных мероприятий и о существенности нарушения. Вывод об утрате возможности принудительного взыскания недоимки и пени может быть сделан при судебном оспаривании соответствующих решений.
Нормы не противоречат Конституции РФ. Основанием для освобождения от уплаты пени может являться отмена принятого по результатам выездной проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства.
Выводы и Возможные проблемы: Конституционный Суд указал, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена принятого решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения акта проверки, если оно признано существенным нарушением, о чем во всяком случае свидетельствует утрата возможности принудительного взыскания задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
Строка для поиска в КонсультантПлюс: основание для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени
С 25 МАЯ 2025 ГОДА ВСТУПИЛИ ПОПРАВКИ О СОЗДАНИИ РЕЕСТРА ДОЛЖНИКОВ ПО АЛИМЕНТАМ
Для кого (для каких случаев): для случаев получения сведений из реестра должников по алиментам
Сила документа: Федеральный закон РФ Цена вопроса: реестр должников по алиментам |
Схема ситуации: 25 мая вступили в силу принятые в мае прошлого года поправки к Закону об исполнительном производстве, предусматривающие создание специального реестра, в который будут включаться содержащиеся в банке данных исполнительных производств ФССП России данные о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Реестр должников по алиментным обязательствам будет являться составной частью банка данных исполнительных производств ФССП России.
Информация о дате принятия судебного акта о привлечении должника к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату алиментов будет вноситься в указанный реестр в течение 5 дней с момента ее поступления в Федеральную службу судебных приставов.
Извещать должника о включении сведений о нем в реестр должников по алиментным обязательствам (их исключении из реестра) будут в течение суток с момента включения соответствующих сведений в реестр (их исключения из реестра) в порядке, установленном ст. 24 Закона об исполнительном производстве.
Предусмотрено, что сведения по исполнительным производствам, указанные в ч. 3 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, будут общедоступными до исключения сведений о должнике из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
Также в Законе об исполнительном производстве появится положение, предусматривающее, что в целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника ФССП может запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В связи с данными законодательными поправками уже актуализирован порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде и скорректирован ряд других нормативных правовых актов
Выводы и Возможные проблемы: На сайте Федеральной службы судебных приставов появился новый общедоступный реестр, в котором можно найти злостных неплательщиков алиментов. В список попадают те, кого привлекли к административной или уголовной ответственности за неуплату алиментов, а также должники, которые находятся в розыске. Получать сведения из реестра смогут все и бесплатно, включая надзорные органы и работодателей.
Строка для поиска в КонсультантПлюс: реестр должников по алиментам
Где посмотреть документы: Федеральный закон от 29.05.2024 N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»